Неде́ля пя́тая по Па́схе о самаряны́не

Новости  
27.05.2019 14:25
Печать

Неде́ля пя́тая по Па́схе о самаряны́не       Неде́ля о самаряны́не - пятая Неделя (воскресенье) по Пасхе в Православной церкви. Название этого дня происходит по причине того, что на литургии читается Евангелие от Иоанна, 12-е зачало, о беседе Господа Иисуса Христа с самарянкой около колодца Иакова недалеко от самарянского города Сихарь.

Фоти́на Самаря́нка (др.-греч. Φωτεινή, также Фоти́ния Самаряны́ня, Жена-самарянка) - согласно православному преданию, имя женщины, у которой Господь Иисус Христос попросил воды из колодца Иакова и которая возвестила людям той местности (самарийский город Сихарь) о его мессианских действиях. Её принято называть также самарянкой или самаритянкой. История её встречи с Господом Иисусом Христом описана в Евангелии от Иоанна.

Господь Иисус рассказал женщине о себе в иносказательной форме как об источнике живой воды, испив которую, человек становится освобожденным и готовым к новой жизни. Так же, как и в истории с Никодимом, притча построена в форме вопроса и ответа. Иисус попросил у женщины воды, она смутилась, сказав, что «Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4, 9). Тогда Господь Иисус Христос сказал, что если бы она знала, Кто к ней обращается, то сама просила бы у Него воды живой. На вопрос о том, откуда у Него вода, был дан следующий ответ:«Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную»(Ин. 4, 13-14).

Далее женщина самарянка спрашивает у Господа Иисуса Христа, где же должно им поклоняться всевышнему Богу. Так как в библейской истории самаряне были потомками от смешения евреев и хананейских народов, иудеи не сообщались с этим народом, считая их полукровками. Традиционно самаряне поклонялись единому Богу Яхве на горе Гаризим, а иудеи в Иерусалимском Храме. Различия в местах поклонения и религиозных обрядах провели явное разделение между этими двумя родственными народами. Но Господь Иисус Христос возвещает ей о наступлении нового времени:«Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4, 21-23)

Женщина говорит, что ей известно, что должен прийти «Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (Ин. 4, 25) и Господь Иисус Христос в ответ говорит - «Это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4, 26).

Самарянка уверовала в Господа Иисуса Христа. Она, оставив свой водонос, пошла в родной город Сихарь и говорила людям: «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4, 29).

Самаряне пришли к Спасителю и просили побыть у них. Господь проповедовал в Сихаре два дня. «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала (Ин. 4, 39). «И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос»  (Ин. 4, 41-42).

Как отмечено выше, по православному Преданию женщина, которую Господь Иисус Христос встретил у колодца, носила имя Фотина (Светлана). Она стала христианкой и приняла мученическую смерть в Риме в 66 году. Вместе с ней пострадали её сыновья Иосия и Виктор, а также сёстры Анастасия, Параскева, Кириакия, Фото и Фотида. Её память совершается в Православной церкви 20 марта (2 апреля) и в пятую пасхальную неделю (воскресенье).