Неделя шестая великого Поста - Вход Господень в Иерусалим

Неделя шестая великого Поста - Вход Господень в Иерусалим     Вход Госпо́день в Иерусали́м - христианский праздник, отмечаемый в воскресенье («неделю»), предшествующее Пасхе, то есть в шестое воскресенье Великого поста. Праздник посвящён торжественному въезду в Иерусалим Господа Иисуса Христа, описанному во всех четырёх Евангелиях.

В православии входит в число Двунадесятых праздников.

Праздник имеет несколько названий - Неделя ваий, Ве́рбное воскресе́нье, Па́льмовое воскресе́нье (греч. Κυριακή των Βαΐων, церк.-слав. Недѣ́ля Ва́їй).

В богослужебных книгах Русской православной церкви называется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным воскресеньем, что связано с тем, что пальмовые ветви в России и других странах с холодным климатом заменяют ветвями вербы. Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в Изборнике Святослава.

Евангелие от Матфея (21, 1-7) повествует, что апостолы по указанию Иисуса берут в Вифании ослёнка и ослицу (по слову Иисуса, хозяева не препятствуют им).

Господь Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречает народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 9).

В Иерусалимском Храме Иисус опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота, говоря: «написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21, 13), чем вызывает недовольство служителей, однако те не смеют взять его под стражу, опасаясь народа.

После этого к Иисусу подходят слепые и хромые, и он исцеляет их (Мф. 21, 14).

Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании (Мф. 21, 17).

Вход Иисуса Христа в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами, о нём повествуют и ап. Марк (в 11-й главе своего Евангелия), и ап. Лука (в 19-й главе), и ап. Иоанн Богослов (в 12-й главе).

Описание событий, которое дают апп. Марк и Лука, во многом очень похоже на описание, приведённое евангелистом Матфеем, хотя и отличается отдельными деталями. Евангелисты Марк и Лука сообщают, что Иисус, приближаясь к Иерусалиму и находясь вблизи Елеонской горы, рядом с Виффагией и Вифанией, посылает двоих своих учеников за молодым ослом, которого те находят, отвязывают и приводят к Нему. Будучи научены Иисусом, на вопрос «зачем отвязываете?» они отвечают хозяевам, что он (ослёнок) надобен Господу.

Многие иные детали описания также совпадают у всех троих авторов синоптических Евангелий.

Праздник символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой - прообраз входа Сына Человеческого в Рай. Кроме того, по мнению Амвросия Медиоланского, он имеет связь с предстоящими Страстями Христовыми, так как Господь Иисус Христос вошёл в Иерусалим в день избрания агнца, которого, по иудейской традиции, затем следует заколоть на праздник Пасхи.

Иудеи ожидали, что Мессия - Спаситель Израиля - явится на Пасху. В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и евреи ожидали появления национального лидера («царя иудейского»), который освободит Иудею от иноземного владычества.

Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Господа Иисуса Христа очень торжественно. Как было принято при встрече чтимых лиц, устилает дорогу перед ним свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями. Господь Иисус Христос показывая, что Он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает в город на осле - животном, которое очень ценилось на Востоке, - в противоположность торжественным въездам полководцев и царей на скакунах и колесницах.

Первое упоминание о Празднике встречается у Мефодия, епископа Патарского (III век). Изображения его находят на саркофагах IV века. Предполагается, что впервые он был учреждён в Иерусалиме.

В православном календаре Вход Господень в Иерусалим, в отличие от других Двунадесятых праздников, формально не имеет предпразднства, хотя Лазарева суббота накануне может рассматриваться как предпразднство, и совсем не имеет попразднства, так как за ним сразу следует Страстная седмица.

Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажжённые свечи. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (то есть пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

В народе особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение - бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

С Праздником!

Яндекс.Метрика
Техническая поддержка сайта
Copyright 2013 - 2019. При копировании материалов ссылка обязательна.
Евангелие дня (аудио)