Феофилакт Антонович Орлов

Феофилакт Антонович Орлов

Феофилакт Антонович Орлов (1832 - 26.10.1887)

Председатель Совета по строительству нового здания Рязанского Епархиального женского училища.

Преобразование Рязанского училища девиц духовного звания в епархиальное было осуществлено с прибытием в Рязань Преосвященного Палладия. Начальницей училища он назначил дочь священника Варвару Макаровну Хупотскую, окончившую курс в Рязанском училище девиц духовного звания, и имевшую звание домашней учительницы по русскому языку.

Председателем училищного Совета был избран преподаватель греческого языка Рязанской духовной семинарии священник Феофилакт Антонович Орлов, который смело и ревностно взялся за реформирование женской духовной школы

Рязанская епархия приняла решение о постройке для училища нового каменного корпуса, так как в старом деревянном доме давно уж было тесно и неудобно. Возведение нового здания началось 24 июня 1879 года на Владимирской улице, на возвышенном, лучшем в городе месте - на усадьбе, купленной у надворного советника И.М. Кедрова за 27 тысяч рублей.

Феофилакт Антонович Орлов "приступил к постройке нового здания для Епархиальной школы совершенно без определённого фонда и без средств наличных, без помощников и даже при ироническом взгляде на это дело... Два года этот неутомимый деятель, по справедливости самоотверженный и редкий в наше время служитель одной лишь высокой идеи, - морально, физически и материально работал до забвения себя и своих личных, даже насущных, интересов над своим любимым детищем... С раннего утра до тёмной ночи, без отдыха, успевая только просидеть уроки в Духовной Семинарии и наскоро пообедать, он присутствует при производстве работ; вечером отправляется на окраину города в реформируемую им старую школу, чтобы наблюсти за выполнением своих реформ, а ночью пишет витиеватые пригласительные и благодарственные письма к благотворителям. Письма эти рассылались не только по всей Рязанской губернии, но и во все концы земли Русской..." (Лучинский А. Материалы для истории Рязанского Епархиального женского училища // Рязанские Епархиальные Ведомости (отд. неоф.). 1909. № 6. С. 233-234.18)

С просьбами о пожертвовании он обратился ко всем епископам и из многочисленного сонма русских иерархов только двое оставили письма его без ответа; остальные не только жертвовали более или менее значительные суммы на постройку, но и почтили его ободряющими и поддерживающими письмами. Всего в период 1878 - 1882 гг. собрано было пожертвований 45 тысяч рублей. В ходе строительства бывали задержки с поступлением денег. Феофилакт Антонович неоднократно прибегал к собственным сбережениям, и в общей сумме его личные взносы составили 1700 рублей. За четыре года в "Рязанских епархиальных ведомостях" было опубликовано более тысячи фамилий с указанием пожертвованной суммы каждым благотворителем.

Здание Рязанского епархиального училища было построено по проекту архитектора Ивана Васильевича Стопычева, специально для учебных целей, в отличие от других провинциальных училищ Российской империи, которые находились в гораздо худших условиях, довольствуясь приспособленными помещениями. Корпус поражал современников своими размерами и великолепием, калориферной системой отопления, что было новшеством для Рязани.

"Вся заслуга в деле приведения к благополучному окончанию постройки училищного корпуса должна всецело принадлежать председателю совета о. Феофилакту Антоновичу Орлову" (Лучинский А. Материалы для истории Рязанского Епархиального женского училища // Рязанские Епархиальные Ведомости (отд. неоф.). 1909. № 3. С. 103).

Он руководил всеми работами по проектированию и строительству здания; следил за исполнением земляных, каменных, кирпичных, печных, штукатурных, малярных, кузнечных, плотницких, столярных, стекольных работ; поставками добротных материалов. Стоит отметить, например, что доски для полов приготовлены были из лесного материала, который поставляли из лесов Саровской пустыни и были наилучшего достоинства: редкой толщины, плотности и смолянистости.

Через два года величественное, во всех отношениях прекрасное, здание было построено "на Владимирской улице, близ земляного моста, в углублении обширной, засаженной садом, усадьбы, среди двух больших деревянных домов, стоящих на отлете в виде флигелей, против концов его. Корпус трехэтажный, о 202 окнах, крытый железом, главным фасадом обращен на зимний восток, по концам имеет выступы, с лицевой стороны меньшие, а с задней большие... Стоя на возвышеннейшем, лучшем и срединном в городе месте, для зрителя он красуется со всех сторон, господствует над всеми зданиями города и как бы венчает город. При входе в корпус на равном расстоянии от концов его, с лицевой стороны, устроено большое парадное, с асфальтовым помостом и железною на толстых чугунных колоннах кровлею, крыльцо. Отсюда через двойные, изящной работы, двери, глухие снаружи и стеклянные внутри, - вход в обширную, с полом из подольских плит, переднюю или швейцарскую. Из сей комнаты ведет вверх во второй и третий этажи - красивая, широкая, из подольских плит, лестница... Каждый этаж корпуса, по направлению длины его, разделяется на две половины широким, высоким и светлым корридором... Верхний этаж включает в себе 6 обширных комнат спальных, 2 комнаты для воспитательниц и кладовую, средний - церковь, актовый зал и 10 классных комнат" (Рязанские Епархиальные ведомости. 1881. № 22.)

Покровская домовая церковь с двумя престолами: Покрова Пресвятые Богородицы и Великомучениц - Веры, Надежды, Любови и матери их Софии устроена и освящена была 22 октября 1881 года в Епархиальном женском училище на средства Рязанского духовенства. Размещалась в двух просторных помещениях второго этажа. В 1901 году была подновлена и заново освящена.

В нижнем этаже были размещены: канцелярия училищного совета, приемная зала, квартиры начальницы, экономки и кастелянши, больница и столовая. Здание отапливалось шестью печами, устроенными в обширных подвалах дома. Здесь же располагались кухня, буфет и просфоропекарня.

На фронтоне здания красовались эмблемы-символы, олицетворявшие Веру, Надежду и Любовь (крест, якорь, сердце). Под фронтоном, в центре здания (над парадным крыльцом) располагалась двухсветная, с хорами, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с богатым и изящным пятиярусным иконостасом, работы рязанского художника-иконописца Н.В.Шумова.

Усадьба училища, занимала целый квартал и была отделена от улицы красивой каменной оградой с решеткой из металлического кружева. Вокруг корпуса раскинулся фруктовый сад с липовыми аллеями, беседками и скамьями для отдыха. Он с каждым годом все более и более разрастался, и значение его для закрытого учебного заведения трудно переоценить. Здесь воспитанницы могли гулять в любую погоду, весной и летом занимались приготовлением уроков на свежем воздухе. С наступлением зимы в саду устраивали прекрасный каток.

1 октября 1881 года училище было переведено в новое здание.

22 октября 1881 состоялось торжественное освящение училищного храма и корпуса.

На торжество освящения приглашено было высокое начальство и духовенство города, а также все благочинные и многие священнослужители Епархии; но совершилось оно без личного участия устроителя училища Феофилакта Антоновича Орлова, который отбыл из Рязани в ночь на 22 октября.

Это было настолько неожиданным, что он счел необходимым объяснить свой поступок в письме к протоиерею П.Д. Павлову: "Честнейший о. Петр Дмитриевич! В рассеяние могущих возникнуть недоумений, предоставляю Вам оправдать перед духовенством моё отбытие, как найдёт возможным Ваше благоразумие, на основании моего следующего объяснения: было трудное время, когда я, чувствуя всю слабость своих сил, при скудных средствах для построения освящаемого ныне здания, искал ценного предмета, который мог бы отдать в виде приятнейшей жертвы Богу, в чаянии получить помощи от Него, и, в своем положении, в ту пору, не нашел более ценного, нежели отречение от личного присутствования на торжестве освящения строившегося здания во свидетельство искреннейшего признания пред всеми в том, что не мною построилось здание, как не моим открытием была и внезапная мысль о построении его. - Аще обещаеши обетъ Господеви Богу твоему, да не умедлиши воздати его..." (Лучинский А. Указ . соч. // Рязанские Епархиальные ведомости (отд. неоф.). 1909. № 5. С. 189).

Освящение совершил Преосвященный Августин, епископ Михайловский, викарий Рязанской Епархии в присутствии воспитанниц и воспитательного персонала, духовенства, почетных гражданских чинов, именитых граждан и простых горожан. Священник Николай Зелятров, исполнявший должность инспектора училища, произнёс подходящее к данному случаю и празднеству слово. Богослужение закончилось молебным пением Пресвятой Богородице. В дар училищу были вручены икона Божьей Матери в серебряно-вызолоченной ризе и в киоте и портрет Высокопреосвященного Палладия.

С переездом в новое здание Рязанское епархиальное училище было преобразовано из трехклассного (два года в каждом классе) в шестиклассное (один год в каждом классе). Приём в училище стал производиться ежегодно (а не один раз в два года), поэтому число воспитанниц стало быстро увеличиваться: в 1881 году их было 272, в 1884 году - 489, в 1909 году - 741 человек на 15 классов. Училище давало среднее образование в объеме гимназического курса. Учебный год начинался 17 августа приемными испытаниями и преэкзаменовками, которые продолжались до 28 августа, классные занятия начинались с 1 сентября. В конце года проводились переводные испытания. В качестве обязательных предметов изучались: Закон Божий, русский язык, история литературы, теория словесности, чистописание, арифметика, основы геометрии, природоведение, физика, история, география, дидактика, церковное пение, рисование и черчение. Уставом предусматривалось изучение педагогики с прохождением педагогической практики в образцовых школах.

Кроме обучения обязательным предметам, воспитанницы обучались гимнастике и рукоделию, иностранным языкам (французский, немецкий - по желанию), музыке - фортепиано, скрипка (по выбору). Степень успешности воспитанниц в музыке определялась экзаменами, проводившимися два раза в год: перед рождественскими каникулами и в конце учебного года. Экзамены проводились комиссией из учительниц музыки в присутствии членов Совета. За отличные успехи воспитанниц награждали нотами.

С 1907/08 учебного года в 4-6 классах были введены уроки кройки и шитья, которые оказались весьма полезными и успешными, что показали экзамены в конце года. В 1908/09 учебном году для 5-6 классов было введено преподавание гигиены (два урока в неделю). Кроме того, воспитанниц обучали ведению домашнего хозяйства, приготовлению пищи, уходу за детьми и лечению.

Руководство осуществлялось начальницей училища и инспектором классов. Преподавателей было 24, воспитательниц 12, помощниц воспитательниц - 3, учителей игры на рояле - 4, учителей игры на скрипке - 2; церковный староста, эконом, письмоводитель, врач и фельдшер.

Епархиальное училище сохранило основную заповедь училища девиц духовного звания - воспитывать благонадежных спутниц служителей алтаря Господня Религиозно-нравственное воспитание в училище было основной задачей и заботой учебно-воспитательного персонала. Ученицы исправно присутствовали на утренних и вечерних молитвах. В воскресные и праздничные дни, при богослужении в домовой училищной церкви, они сами исполняли всё церковное чтение и пение. В течение всего Великого поста по средам и пятницам они присутствовали на литургии преждеосвященных Даров, которую совершал инспектор классов. Говели, исповедовались, святых тайн приобщались два раза в год: перед праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы и на первой (или на страстной) седмице Великого поста.

Непосредственное наблюдение за поведением воспитанниц было обязанностью начальницы училища лично и через воспитательниц. Особое внимание обращалось на усердное и благоговейное исполнение воспитанницами православно-христианских обязанностей и на развитие в них добрых навыков: благоприличия, трудолюбия, скромности, почтительности. Чтобы приучить будущих матушек к хозяйственным занятиям, практиковался порядок дежурства воспитанниц на кухне, где они не только записывали количество принимаемых из кладовой и употребляемых в дело продуктов, но и принимали посильное участие в приготовлении кушаний. С заботами о приготовлении здоровой пищи соединялась забота о соблюдении порядка и чистоты во всем училищном здании, как важных и необходимых условиях для сохранения здоровья и доброго настроения живущих в нем учащихся и учащих. Требования чистоты, опрятности и аккуратности во всех отношениях простирались на весь образ жизни и личные занятия воспитанниц. Это служило средством воспитания у них любви к порядку и образованию привычки к этому, способной сохраниться на всю последующую жизнь.

Девочки получали здоровую, хорошо приготовленную пищу. Кушанья подавались на роскошной посуде. Расписания блюд не только рассматривались Советом училища, но предоставлялись на усмотрение Его Преосвященства, который внимательно следил за благоустройством ученического стола.

Епархиальное женское училище имело хороший кабинет природоведения и замечательную библиотеку, насчитывавшую 9909 учебников и учебных пособий; в фундаментальной библиотеке числилось 2836 названий книг в 4881 томах - то есть всего в наличии было 14790 экземпляров книг26. Совет училища регулярно рассматривал и утверждал списки приобретаемых книг и приборов для физического кабинета. Покупались книги не только религиозно-нравственные, но и сочинения Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.К Толстого, А.С. Грибоедова, Ф.М. Достоевского. В библиотеке имелись сочинения под редакцией П.П. Семенова-Тян-Шанского "Россия: Полное географическое описание нашего Отечества". "История государства Российского" Н.М. Карамзина, "Очерки по истории русской культуры" П.Н.Милюкова, "Очерки истории смуты в Москве" С.Ф. Платонова.

Из периодических изданий выписывались: "Церковные ведомости" с приложением, "Рязанские Епархиальные ведомости", "Христианское чтение", "Церковный вестник", "Богословский вестник" с приложением, "Православный собеседник", "Странник", "Божья нива", "Родник", "Детский отдых", "Путеводный огонек", "Задушевное слово".

На здоровье воспитанниц обращалось надлежащее внимание: во всех помещениях воздух освежался в достаточной мере, в свободное от занятий время они гуляли в училищном саду, а в хорошую погоду там и занимались, своевременно ходили в свою училищную баню (на заднем дворе был выстроен флигель для бани и прачечной). Больница в 1894 году была переведена в новое просторное здание. Главной стороной своей больничный флигель обращен был к солнцу, находился в тихом, уютном месте училищного сада, перед куртиной хвойных деревьев, что благоприятно действовало на улучшение здоровья и расположение духа больных. Печи во всех комнатах были голландские, из лучшего кафеля, в середине здания устроен вентиляционный камин, к которому проведены вентиляционные каналы из всех помещений больницы, двери сделаны из лучшего липового дерева и отполированы.

С переводом больницы в новое здание, в освободившемся помещении 24 сентября 1895 года была открыта образцовая одноклассная церковно-приходская школа для девочек, где проходили педагогическую практику ученицы выпускного класса. В1900/01 учебном году школа была переведена в новое здание, построенное на средства училища. 

С 1899 года в Совете училища можно было экстерном сдать экзамен на звание учительницы церковно-приходской школы.

Большое внимание уделялось письменным работам. Темы сочинений были различными: на богословские темы, по всеобщей и русской истории, литературе. Для развития охоты к писанию сочинений лучшим воспитанницам выдавалась награда книгами. Для развития литературного вкуса учениц и доставления всем приятного и полезного развлечения в актовом зале училища проводились музыкально- литературные вечера. Под руководством преподавателя словесности Александра Николаевича Собчакова ежегодно устраивались циклы литературных вечеров для разных классов и возрастов, на которых представлялись лучшие произведения классиков: сцены из "Полтавы", "Скупого рыцаря" и "Бориса Годунова" Пушкина, "Ревизора" Гоголя, а для малышей - гениально живописные басни Крылова и стихи Некрасова, Никитина, Майкова. 19 марта 1909 года устроен был вечер по случаю празднования 100-летия со дня рождения Н.В. Гоголя; 11 октября 1911 года - А.В. Кольцова. В числе внеклассных занятий воспитанниц были хоровое и сольное пение, гимнастика и танцы, а также игры на открытом воздухе и катание на коньках.

В училище ежегодно устраивались роскошные рождественские ёлки для учащихся церковно-приходских школ. Например, на новогоднем вечере 28 декабря 1912 года присутствовали 650 детей и все получили гостинцы.

Несмотря на строгие приемные испытания, число воспитанниц из года в год увеличивалось и к концу ХIХ века достигло семисот. Рязанское училище становится самым крупным из епархиальных училищ обширной Российской империи.

Яндекс.Метрика
Техническая поддержка сайта
Copyright 2013 - 2017. При копировании материалов ссылка обязательна.
Евангелие дня (аудио)